Их разработки теперь называют циклом Аткинсона и циклом Миллера.
Идея Аткинсона заключалась в продлении такта впуска. А точнее промежутка времени, в течение которого впускной клапан остается открытым. Если в классическом двигателе Отто клапан закрывался при опускании поршня в нижнюю мертвую точку, то Аткинсон предложил оставить клапан открытым еще до, примерно, половины следующей фазы – такта сжатия. При этом часть рабочей смеси выталкивается обратно во впускной коллектор, что уменьшает разрежение в цилиндре, сопротивление поршня, излишние энергозатраты на всасывание и, затем, сжатие смеси. К сожалению, побочным эффектом такой схемы является потеря мощности. Чтобы избежать этого, например, в серийном автомобиле Toyota Prius, использующем цикл

 
 

при растяжении, температура газов снижается и, таким образом, они дополнительно охлаждают двигатель, что приводит к уменьшению риска детонации. Однако такая схема, для уменьшения тех же потерь мощности, тре-бует установки специального нагнетателя воздуха, как, например, в моторах Myller Cycle, которые стоят на Mazda Xedos-9, Mazda Eunos-800, Mazda Millenia.
Если внимательно присмотреться к циклу – как Аткинсона, так и Миллера, можно заметить, что в обоих присутствует дополнительный пятый такт. Он имеет свои собственные характеристики и не является, по сути, ни тактом впуска, ни тактом сжатия, а промежуточным самостоятельным тактом между ними. Поэтому двигатели, работающие по принципу Аткинсона или Миллера называют пятитактными.
 

 

   

Аткинсона, ставят дополнительные электро-моторы, которые чередуются в работе с двигателем внутреннего сгорания. Но, честно говоря, пока что отзывы об этой модели первого поколения среди владельцев, во многих случаях, негативные. Prius-I оказалась сыроватой. Жалуются на сильное отложение нагара, сбои электроники, непредсказуемое поведение гиб-ридной силовой системы. Современных серийных автомобилей, работающих по циклу Аткинсона или Миллера, крайне мало. Буквально – можно пересчитать по пальцам. Поэтому, конечно же, их еще доводят, с ними экспериментируют. Конструкторы видят в них большие перспективы, поскольку обе системы дают, по сравнению со стандартным двигателем Отто, большую экономию топлива и хорошие экологические показатели выхлопных газов.
Вернемся к циклу Миллера. Он предложил не продлевать время, в течение которого впускной клапан открыт, а наоборот – сократить. Не смотря на увеличивающееся при этом сопротивление поршня, происходит снижение термопотерь – затрат тепла, которое неизбежно отдается стенкам цилиндров и остальным частям двигателя при его работе. Получается это благодаря растяжению рабочей смеси. Ведь  по  законам физики,