Среди современных машин с авто-матической коробкой передач все чаще можно встретить особый вид трансмиссии, который, по сути, является разновидностью автоматической коробки, однако имеет свои существенные конструкционные отличия и по особенному влияет на характер и динамику движения автомобиля. Речь идет о вариаторе или, как его еще называют, CVT (Continuously Variable Transmission). Перевести это можно как “постоянно изменяющаяся трансмиссия”. Все дело в том, что вариатор способен менять передаточное число не ступенчато, а плавно. У него нет фиксированных передач. Точнее, их необозримое множество во всем диапазоне его работы.
Давайте представим себе механическую коробку в виде лестницы, где ступени это передачи. Мы пытаемся втащить на лестницу, допустим, тележку с продуктами. Усилие – мы приподняли тележку на первую ступеньку, еще усилие – на вторую ступеньку и так далее. Примерно так работает механическая коробка в паре с двигателем. Задача передачи высоких или низких оборотов на ведущие колеса осуществляется ступенчато. А теперь давайте распрямим воображаемую лестницу и просто

 
 

динамику разгона, чем машины той же марки с механикой или автоматом.
Рассмотрим, как же устроен самый распространенный вид этой коробки – клиноременной вариатор. Все гениальное – просто. В принципиальной схеме присутствуют три основные фигуранта: ведущий и ведомый шкивы, ремень клиновидной формы. Все они несколько необычны. Ремень, в большинстве случаев, набирают из множества стальных пластин. Шкивы состоят из двух половинок. Одна из них крепится неподвижно на оси. Вторая – ходит свободно. Пространство между половинками тоже имеет клиновидную форму – под форму ремня. Между половинками обоих шкивов зажат ремень.  Половинки предназначены для изменения

 

 

 

   

закатим нашу тележку вверх по ровной плоскости. Так работает вариатор.
Управление коробкой-вариатором, в большинстве случаев, не отличается от управления автоматической коробкой передач. Все то же переключение режимов движения, при которых крутящий момент передается либо плавно, либо более остро – спортивно. Однако, под какие бы режимы не подстраивался вариатор, он это делает без рывков. Это его отличительная особенность. При этом некоторые модели автомобилей с коробкой-вариатором имеют даже большую